Европа выбирает реформу пенсионной системы

Страны Старого Света оказались на распутье: наращивать налоги и социальные отчисления или урезать пенсии. Большинство пошло фактически в обход, надеясь сохранить уровень благосостояния за счет повышения пенсионного возраста. Таким образом, вроде, и старики сыты, и казна цела. Разумеется, все это не от хорошей жизни, и кризис систем государственного пенсионного обеспечения не устранить косметическими мерами. Ведь проблема, прежде всего, в быстром старении населения Европы. Обеспечение пожилых граждан в близком будущем станет главной расходной статьей госбюджета большинства стран. Уже сейчас государственные пенсии составляют в той же Франции около 13% валового внутреннего продукта, а, к примеру, в Австрии и Италии и того больше, как сообщают «Вечерние Вести».

С учетом снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни, картина вырисовывается и вовсе безотрадная. Если сегодня люди старше 65 лет составляют 16% населения континента, то, по демографическому прогнозу ООН, к 2030 году их доля возрастет до 25%. И подобная динамика будет только сохраняться, как минимум, при жизни нескольких поколений.

Резкое увеличение взносов в государственные пенсионные фонды проблемы не решит, ведь это грозит упадком деловой активности и занятости. Сохранить приемлемый баланс между производительной и пенсионной частью населения можно было бы за счет миграции. Но для этого необходимо в обозримой перспективе привлечь около 170 млн мигрантов (в основном из стран Африки и Среднего Востока). Такого количества старушка Европа просто не переварит. Да и, как показывает опыт, зачастую «новые европейцы» сами ложатся тяжелым бременем на систему социальной защиты.

Старикам-пенсионерам не сулят счастливого будущего и на востоке Европы. Российские аналитики констатируют, что в ближайшее десятилетие страна рискует столкнуться с тремя чрезвычайно опасными стратегическими вызовами. Наряду с кризисом призывной системы вооруженных сил РФ и деградацией нефтедобывающей отрасли, на повестке — развал распределительной пенсионной системы. Основная загвоздка в том, что адекватный уровень выплат можно обеспечить при соотношении работающих и пенсионеров приблизительно 3:1. А сейчас оно составляет 1,7:1 с тенденцией к понижению. Опять же следует учитывать далекую от европейских стандартов эффективность российской экономики.

Проводить глубокую пенсионную реформу сложно не только с организационной, но и с политической стороны, разговоры о ней заходят все чаще. Повышать возраст выхода на заслуженный отдых рано или поздно придется, твердит министр финансов Алексей Кудрин. Не стесненные политическими ограничениями эксперты заходят еще дальше. Евгений Гонтмахер, которого в российских СМИ порой величают «духовным пастырем» президента Медведева, здесь наиболее радикален. По мнению замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН, решение очевидно в своей гениальности: пенсионный возраст взять да отменить: «В нормальной страховой системе человек должен уходить на пенсию тогда, когда ему это выгодно. Накопил к 40 годам — и может выходить».

А ныне здравствующих пенсионеров предлагается перевести на федеральный бюджет, существенно оный реформировав. Какими социальными потрясениями это грозит, автор идеи благоразумно проигнорировал. Не зря, наверное, к двум классическим бедам России — дуракам и дорогам — в последнее время прибавляют еще и реформы. Да, и в ЕС, и за его пределами проблемы преобразований в пенсионной сфере стоят остро. Но, анализируя подходы к их решению, невольно приходишь к выводу: лучше с Европой потерять, чем с иным соседом найти.

Категория: Новости
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.